2 августа 2012 года состоялось заседание российского правительства, на котором обсуждались планы освоения энергетических ресурсов шельфовых месторождений, самые перспективные из которых расположены в российском секторе Арктике. На заседании было принято решение разработать комплекс мер, позволяющий частным компаниям прямо без партнерства с госкорпорациями "Газпром" потерял время и не получил желаемого от сотрудничества с норвежцами. Теперь последние могут и дальше требовать себе льгот от российской стороны при совместной разработке месторождений в российском секторе Арктики. При этом норвежцы могут не спешить и чувствовать себя уверенно, поскольку имеют на многие годы ресурс для промышленной разработки в Баренцевом море. В свое время в Справке государственно-правового управления" администрации президента РФ от 8 апреля 2011 года утверждалось: "Заключение Договора отвечает интересам Российской Федерации. Уточнение пределов распространения суверенитета, суверенных прав и юрисдикции двух государств будет способствовать укреплению стабильности российско-норвежских отношений, созданию благоприятных условий для расширения взаимовыгодного сотрудничества".(1) Ожидалось, что заключение договора расширит возможности сотрудничества в деле разведки и освоения нефтегазовых ресурсов на шельфе. Сейчас можно констатировать, что подобные расчеты оказались несостоятельны. Кто ответит за дипломатический просчет? Признают ли ответственные за это решение дипломаты и чиновники ошибочность морского разграничения с Норвегией 2010 года с точки зрения ближайших и перспективных интересов России в освоении Арктики?
|