Несмотря на угрозы ФАС и рост производства топлива, падение оптовых цен на бензин в России оказалось недолгим. Стоимость топлива бьет новые рекорды, вслед за ней все активнее поднимаются ценники на заправках. На этом фоне на рынок начал возвращаться белорусский бензин, но аналитики все еще не видят устойчивых предпосылок к снижению и даже стабилизации цен, пишет “Коммерсантъ”.
Оптовые цены на бензин, неожиданно снизившиеся в последние две недели, снова пошли вверх, способствуя и росту цен на заправках. АИ-95 на бирже СпбМТСБ вчера установил новый ценовой рекорд этого года, подорожав за последние четыре торговых дня на 2%, до 42,98 тыс. руб. за тонну. АИ-92 вырос в цене менее существенно — на 1% до 41,1 тыс. руб. за тонну. По данным Росстата, в рознице бензин подорожал на прошлой неделе на 0,4%. По оценке Thomson Reuters Kortes, за прошлую неделю цены на АИ-95 на заправках выросли на 0,21 руб. на литр, на АИ-92 — на 0,2 руб., что составляет примерно треть общего прироста с начала года.
По мнению собеседников на рынке, усилий ФАС оказалось недостаточно для того, чтобы на длительное время стабилизировать оптовые цены бензина. Пока нефтяники в основном игнорируют запуск дополнительной торговой сессии на СпбМТСБ, которая предназначена для прямых сделок с топливом по биржевой цене между разными нефтяными компаниями, а также между структурами одной ВИНК. Первые сделки в рамках этой сессии вчера зарегистрировала только “Башнефть”. В основном же нефтяники по-прежнему предпочитают продавать топливо друг другу и собственным сбытовым структурам в рамках общей биржевой сессии, хотя ФАС неоднократно заявляла, что такая практика сокращает ликвидность и ведет к росту цены. ФАС не может запретить им этого, но неофициально предупреждала, что будет бороться с таким поведением.
В то же время поставки бензина из Белоруссии, которые почти не шли с мая, резко увеличились в июле, поскольку высокие цены на российском рынке стали привлекательными для белорусских производителей. За 20 дней июля из Белоруссии было завезено 94 тыс. тонн бензинов, в основном АИ-92, из-за чего цены на этот вид топлива в России растут гораздо медленнее, чем на АИ-95. По расчетам “Аналитики товарных рынков”, экспортный паритет для белорусского АИ-95 на границе с Россией вчера составлял 41,75 тыс. руб. за тонну, для АИ-92 — около 38 тыс. руб. за тонну. Таким образом, у цены на АИ-95 на российском оптовом рынке остается потенциал роста еще на 2-3 тыс. руб., прежде чем белорусские поставки остановят дальнейшее повышение.
Фундаментальные факторы для рынка складываются противоречиво. С одной стороны, товарные остатки бензина у нефтекомпаний в последние две недели начали расти впервые с апреля, а среднесуточное производство увеличивается на фоне завершения ремонтов на некоторых НПЗ. С другой стороны, производство все еще ниже, чем в июне, в то время как, судя по ходу биржевых торгов, на рынке есть существенный неудовлетворенный спрос. Баланс спроса и предложения на рынке слегка улучшился, констатирует Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”, но этого недостаточно для того, чтобы сформировалась четкая тенденция на снижение цен бензинов.
|