Уголь, ядерное топливо и возобновляемые энергоресурсы в глазах Европейской комиссии равны
К 2010 году Европейский союз хотел бы иметь самую конкурентоспособную экономику в мире (Лиссабонская декларация 2000 года). Сегодня ЕС заявляет о желании иметь самую правильную, даже образцовую, экономику в мире и снизить эмиссию парниковых газов на 60-80%, для чего необходимо вчетверо уменьшить потребление ископаемых горючих материалов. Очень амбициозный проект, если отдавать себе полный отчет о рисках, связанных с глобальным потеплением, но пока это только пожелания. В докладе комиссии об энергетических целях, представленном в среду, не сказано, как это сделать.
Зато там сказано, что Еврокомиссия отказывается назвать наиболее предпочтительный вид энергии. Этот выбор она оставляет отдельным странам. Можно, тем не менее, составить представление об основных приоритетах. Наряду с 20-процентной экономией энергии, которой предполагается достичь к 2020 году, комиссия намеревается увеличить долю возобновляемых ресурсов до 20% (в настоящее время - 7%). Вслед за США она признает факт роста значимости угля - каменный уголь возвращается на энергетическую сцену сенсационным образом. Брюссель ставит условие: для использования в промышленных масштабах с углем нужно обращаться "правильно", то есть высвобождающаяся двуокись углерода (СО2) должна быть связана и возвращена под землю.
Ядерное топливо, доля которого убывает, следует использовать более активно начиная с 2030 года, но это должно быть топливо нового, четвертого поколения, для реакторов-размножителей.
Кроме того, Еврокомиссия делает ставку на быстрое и целенаправленное развитие возобновляемых источников энергии (ветра, солнца и биомассы) и выступает за ускоренное освоение биотоплива нового поколения. Комиссия воспользовалась случаем, чтобы напомнить о необходимости диверсификации источников поставок газа, главным образом для того, чтобы ослабить угрожающую Европе зависимость от России.
Заявление комиссии в действительности является искусным политическим компромиссом. Ее эксперты исходят из идеи использования различных видов энергоресурсов, уравнивая потенциал возобновляемых источников энергии и ядерного топлива, с помощью которых в совокупности, по расчетам комиссии, к 2050 году должно производиться 40% энергии. Остальные 60% должны дать горючие ресурсы (газ, нефть, уголь). На практике, чтобы отказаться от горючего сырья, потребуется не менее века!
Значительно снижая потребление энергии и признавая необходимость применения более рациональных технологий, Европа, по мнению брюссельских экспертов, сможет достичь целей Киотского протокола, стабилизировав концентрацию СО2 к 2050 году. Комиссия призывает государства как можно скорее определить свои предпочтения и обсудить их в конце марта в ходе ближайшего саммита. Далее комиссия делает комплимент Великобритании, подчеркивая необходимость массивных инвестиций в технологию "правильного угля", о чем говорят также Канада, США и Австралия - крупные производители угля, выступающие против Киотского протокола. Это явный призыв возобновить контакты.
Этот политический компромисс не устраивает экологические круги, которые предпочли бы более амбициозный проект, а в Германии он расценивается как провокация. Прежде всего, Еврокомиссия упустила из виду самое главное - финансовые средства, которые необходимо инвестировать в исследования, и четкие и обязательные правовые нормы, позволяющие осуществить индустриальную революцию, о которой говорит Жозе Мануэль Баррозу. Европа еще очень далека от единой энергетической политики.
Еврокомиссия сердится
Комиссия сама не может гарантировать наличие конкурентного энергетического рынка. Вчера комиссар Нили Кроес резко критиковала отношение немецких и французских "защитников", блокирующих либерализацию энергетического рынка. Она выступила за строгое разделение производства и распределения, но столкнулась с ожесточенным сопротивлением Парижа и настороженностью немцев.
|